Автомобильные ключи: эволюция простого предмета
Сегодня интеллектуальные ключи зажигания для автомобилей стали уже привычным и удобным аксессуаром. Они способны не только управлять замком зажигания и открытием и закрытием дверей, но и приводить в действие охранный комплекс автомобиля. Но до того как стать такими, какими мы их видим сейчас, автомобильные ключи прошли большой и непростой путь развития.
Вначале на смену традиционным ключам пришли изделия, в которые был вмонтирован так называемый транспондер. Их появление было вызвано тем, то к тому моменту повсеместно возросло число угонов транспортных средств, что было очень не по вкусу не только владельцам автомобилей, но и страховым компаниям. И именно транспондер был призван радикально снизить количество угонов. При этом новые ключи, к сожалению, не были лишены недостатков. Для охранных систем автомобиля они использовали фиксированный код, который достаточно просто копировался. Ряд автопроизводителей пошел еще дальше: они стали изготавливать ключи с инфракрасным портом. Некоторые выпускали ключи с так называемым «плавающим» кодом, скопировать который было намного сложнее.
Например, по этому пути продвинулся знаменитый концерн BMW – ключи баварских автомобилей имели «плавающий» код, который нельзя было сосканировать считывающими устройствами, которыми пользовались угонщики. «Плавающий» код – его еще называют динамическим – примечателен тем, что даже если его перехватить сканером, то снимать с его помощью автомобиль с охраны бесполезно, так как команда, имеющая этот код, не будет корректно воспринята автосигнализацией. Именно его постоянное изменение и дало коду столь образное название. Для передачи динамического кода использовали инфракрасный порт. Как, например, германский производитель премиальных автомобилей Mercedes.
Следующим этапом развития стали ключи с криптокодами. Пионерами в их выпуске стали известные компании Texas Instrument и Philips. В частности, первый производитель выпускал ключи с криптокодом в 40 бит. Неудивительно, что такие ключи стали достаточно быстро взламывать путем обычного перебора кодов за несколько минут. Компания Philips пошла несколько дальше и предложила потребителям ключ, имеющий длину криптокода 48 бит. Однако со временем такой ключ также стал подвержен интеллектуальному взлому со стороны злоумышленников. Стандарт этот имел название HITAG-2. Ключи такого типа использовались почти во всех выпускаемых автомобилях после 2003 года. Их использовали компании BMW, OPEL, SAAB и другие.
Компания Megamos выпустила на рынок собственные транспондеры с кодом 96 бит, которые оказались достаточно устойчивыми к электронному взлому. После этого Texas Instrument обновил свою версию чипов, установив для них сначала код 80 бит, а затем и 128. Не осталась в стороне и компания Philips. Она предложила потребителям версии ключей с криптокодом 96 и 128 бит, которые получили название HITAG-3.
Приведенное наглядно показывает, что за несколько десятилетий интеллектуальные автомобильные ключи прошли большой путь развития, движение по которому не прекращается и по сей день.